Севрюкова Евгения Владимировна (macro_jane) wrote,
Севрюкова Евгения Владимировна
macro_jane

Categories:

Усадьба Люблино

Всем добрый день! :) Погодка в эти полтора выходных выдалась серенькая и унылая (а солнечную четверть выходных я проспала, да, досадно, кажись, проспала я древовидные пионы в Аптекарском огороде и окопник в Ботаническом саду, мда, пичалька). Так что сегодня я поведу Вас гулять по усадьбе Люблино и дворцу Н.А. Дурасова.



Время расцвета русских, в том числе подмосковных, усадеб относится к концу XVIII - первой половине XIX века. За их архитектурным и ландшафтным устройством стоял образ роскошных царских резиденций Санкт-Петербурга и Версаля - властителя умов, законодателя выского художественного вкуса и стиля жизни.

Николай Алексеевич Дурасов (1760-1818) - богатый помещик, армейский бригадир, действительный статский советник. Фамилия Дурасовых известна с конца XV столетия. Дурасовы - древний русский дворянский род, который был внесен в VI часть родословных книг Симбирской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской и Тамбовской губерний. Его основатель - Иван Дмитриевич Дурасов - выехал к великому князю Ивану Васильевичу из Польши в конце XV века и был пожалован деревнями. В Родословной книге приводится и родословных герб Дурасовых.



(изображение с сайта МГОМЗ)

Как большинство дворянских детей, Н.А. Дурасов был записан в один из гвардейских полков и к 1786 году дослужился до звания лейб-гвардии сержанта. Дурасов был одним из богатейших людей своего времени. Свое огромное состояние он получил от матери - Аграфены Ивановны Мясниковой - наследницы уральских заводов Твердышевых-Мясниковых, владевших 11 металлургическими заводами и многочисленными селениями в разных губерниях. Благодаря своим обширным родственным связям с Козицкими, Белосельскими-Белозерскими, Толстыми, Лавалями, Пашковыми и другими знатными фамилиями, Николай Алексеевич принадлежал к кругу родовой аристократии.

Имея опыт усадебной жизни в Никольском-на-Черемшане, Н.А. Дурасов получил возможность возвести приобретенную усадьбу "с нуля" и устроить ее по своему вкусу. Она задумывалась как модная по тому времени подмосковная увеселительная усадьба. Ее проектировали и строили в стиле зрелого классицизма в 1801-1806 годах известные московские архитекторы Р.Р. Казаков и И.В. Еготов. Росписи дворца выполнял итальянский художник Доменико Скотти.



План-схема усадьбы 1810 года представляет, какой эта территория была при Н.А. Дурасове.



(изображение с сайта МГОМЗ)

Центральным зданием, несколько отстоящим от остальных построек, является главный господский дом - дворец. Одновременно с господским домом были построены и другие усадебные сооружения, возведенные из кирпича, в отличие от сооружений большинства подмосковных имений.



Рядом с дворцом находился большой комплекс театральных зданий, состоящий из театра, дома управляющего и здания театральной школы. Крепостной театр в Люблине создал славу своему хозяину и в начале XIX века входил в число двадцати крупнейших крепостных театров России. Руководил театром и обучал артистов актер и писатель-драматург П.А. Плавильщиков.



Недалеко от театра располагался флигель, в котором размещался пансион для вдорянских детей во главе с учителем-французом, и огромная оранжерея, состоявшая из десяти залов, южнее находились конный двор и несколько сооружений хозяйственного назначения.

Несмотря на великолепие, главный летний дом-дворец для многолюдных приемов был недостаточно велик, поэтому в теплое время года праздничным действом были охвачены усадебный театр и роскошный парк.

Парк в люблинской усадьбе отвечал самым модным тенденциям ландшафтного искусства рубежа XVIII - XIX веков, когда на смену регулярным (французским) паркам приходят "натуральные сады", или пейзажные (английские) парки. Роскошный дворцово-парковый ансамбль представлял собой гармоничный ландшафт, сочетавший классическую архитектуру и парк свободной планировки на холмистом рельефе над просторной водной поверхностью пруда (на русле речки Голедянки).

До нашего времени чудом сохранились почти все исторические постройки усадьбы, правда, перестроенные и отреставрированные в XX веке. Взгляните, как выглядел усадебный дом и его внутренняя отделка до реставрации 1950-х годов.







(фотографии из экспозиции дворца Н.А. Дурасова)

После войны дворец Н.А. Дурасова был отремонтирован, и в нем разместился Институт океанологии АН СССР. В 1950-х годах здание отреставрировали по проекту архитекторов О.М. Сотниковой и Л.С. Сахаровой. Живопись и интерьеров была восстановлена под руководством художника-реставратора Е.П. Авилова. В 1997 году из дворца был выведен Институт океанологии, который до сих пор находится в лабораторном корпусе, построенном вблизи дворца. В 2001-2004 годах была проведена научная реставрация. Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 года усадьба Люблино была передана Московскому государственному объединенному музею-заповеднику.

Своеобразное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание дворца имеет в плане сочетание креста и круга. Такая необычная форма представляет собой совершенно оригинальное решение. В классицизме круглая колоннада зачастую символизирует античный храм, а здесь она стала знаком посвящения здания античному божеству - Аполлону, статуя которого изначально венчала его купол.



Сильный московский ураган 1904 года нанес большой урон усадебным постройкам. Статуя Аполлона упала с купол дворца и разбилась, и вместо нее воздвигли новую скульптуру Геркуланянки в античной одежде (копия экспоната Дрезденской галереи, датируемого I веком до н.э.).



Дворец украшен горельефами (фр. haut-relief - высокий рельеф - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема; некоторые объекты могут быть совсем отделены от плоскости).





На входе нас встречают прелестная барышня и молодой человек.



Гости входят в парадные залы дворца с юго-восточной стороны. Сначала мы попадаем в центральный Круглый зал. Этот зал высотой в два этажа представляет собой парадную столовую. Он богато оформлен росписью в технике гризайль, создающей на гладких стенах имитацию объемных изображений.

Задуманный хозяином и архитекторами как античный атриум, этот зал был не только центральным помещением здания, но и своего рода домашним храмом - символом родовых традиций, хранителем старины, в данном случае хранителем памяти о ратных доблестях семьи Дурасовых. Роспись свода Круглого зала могла быть окончена после победы в Отечественной войне 1812 года. Поэтому закономерно, что в декоре Круглого зала представлена военная символика. Наполеоновские войны возродили традицию использовать в интерьерах зданий алагерки (от фр. a la - как; guerre - война) - орнаментальные росписи, включающие изображение оружия, знамен, лавровых веток и венков. В Круглом зале дворца их словно поддерживают амуры, в данному случае символизирующие окончание войны и установление мирной жизни.



На барельефах Круглого зала (от входа по часовой стрелке) представлены известные мифологические сюжеты: "Аполлон с музами" (на фото снизу), "Жертвоприношение", "Феб лучезарный" и "Венчание Амура".



Купол украшает живописный плафон "Триумф Венеры", пол выложен из дубового набора с розеткой в виде солнца в центре. Через огромные полуциркулярные окна открываются виды парка и пруда.



Не менее роскошно оформлен Мраморный зал. Прямоугольный по форме, он предназначался для балов и был облицован искусственым мрамором различных оттенков (техника стукко).



Впечатление парадности создается также лепными барельефами, карнизом и живописным плафоном на потолке "Пир Вакха на острове Наксос".



В экспозиции зала представлены одежда и аксессуары, предназанченные для балов. В витрине с одной стороны - мужской парадный костюм.



В другом - исключительно женские штучки: веера с кружевами, росписью, инкрустацией, золотом и стеклярусом; карнавальные полумаски; лорнет; высокие перчатки и т.д.





В северо-западном крыле дворца расположен служивший гостиной Колонный зал. Двумя парами колонн он разделен на три части. Розовато-серебристые тона стен и колонн, отделанных искусственным мрамором, дали залу второе название - Розовый.



Система настенных пейзажных росписей создает впечатление открытого садового павильона.



Над карнизами, справа налево от входа, размещены четыре панно на темы античной мифологии. При Н.А. Дурасове зал был обставлен меделью для отдыха - диванами, креслами, ломберными столиками.



Примечателен также наборный паркет тонкой работы.



В залах второго этажа дворца расположены две выставки. В западном крыле представлена выставка "Из истории свадебного платья", посвященная свадебной тематике, поскольку по распоряжению Правительства Москвы во дворце проходит торжественная регистрация брака.



В витринах представлены образцы свадебных нарядов рубежа XIX - XX веков, аксессуары и свадебные приглашения.





А также изделия фарфоровой пластики.







Старые фотографии доносят до нас образы счастливых новобрачных, а страницы французских журналов - свадебную моду того времени.



В восточном крыле дворца открыта постоянно действующая экспозиция "Театр. Чудесные превращения (мир театра рубежа XVIII - XIX веков)". Выставка знакомит не только с историей и происхождением крепостного театра, он и с особенностями декораций и театральной "машинерией", а также с традициями усадебных театральных школ.



Третий этаж представляет собой венчающий здание бельведер, к которому примыкают четыре небольших помещения с огромными полуциркульными окнами. При Н.А. Дурасове его свод был расписан кессонами с розетками в виде цветов. К сожалению, это художественное оформление не дошло до наших дней.





Однако в 2012 году, по историческим аналогам начала XIX столетия, воссоздана роспись бельведера.



В прилегающих залах воссозданы интерьеры, типичные для русской усадьбы. Экспозицию предваряет комплект российской мебели последней четверти XIX века. Мебель выполнена по каталогам в едином стиле "Людовик XVI", чрезвычайно модном в этот период, из кавказского ореха на очень популярной в то время петербургской мебельно-столярной фабрике Ф.Ф. Мельцера. На стенах развешены гравюры с изображением модных пейзажных английских парков конца XVIII - начала XIX веков из альбомов "Садовая мода. 1788".




Дворцы и особняки русских аристократов традиционно были разделены на мужскую и женскую половины, поэтому в двух небольших комнатах, примыкающих к бельведеру, можно увидеть интерьеры мужского кабинета и дамской гостиной.

По моде того времени, вышедшие в отставку и проживавшие в Москве дворяне обустраивали свои имения, украшали их изысканной мебелью, собирали библиотеки, коллекционировали редкие произведения искусства. Диван и кресло, обитые серым полосатым шелком, вводят в атмосферу кабинета хозяина дворца. Такое кресло особой формы, с высокой спинкой, называлось вольтеровским.



В столике-витрине помещены книги Вольтера "Опыт о нравах и духе народа", русское издание "История о знатнейших европейских государствах с кратким введением в древнюю историю, продолжающаяся до нынешних времен", а также "Бархатная книга", открытая на странице с упоминанием родословной Дурасовых. Здесь же представлены изделия из бисера (записная книжка, кошелек, чехол для карандаша). Эти предметы хозяин кабинета мог получить в подарок от своих многочисленных родственниц.



Среди прекрасных образцов мебели следует особо выделить комод XVIII столетия, инкрустированный слоновой костью и редкими породами дерева. Поскольку в эпоху Просвещения даже мебель должна была служить образовательным целям, комод украшен аллегориями стран света и другими символическими изображениями.



В нише демонстрируются изысканные каминные золоченые часы "Колесница Дианы", выполненные из бронзы парижским часовщиком Collas.



Во второй - женской - половине дворянского дома рассказывает об увлечениях московских дам игрой на музыкальных инструментах, вышивании бисером, коллекционировании фарфора и т.д.



Основу убранства "дамского" зала традиционно составляют стулья, кресла, диваны. Представенный в зале французский мебельный гарнитур, по традиции конца XVIII - начала XIX века, располагается вдоль стен так, что середина комнаты остается свободной.



Модный шкаф-горка является своеобразной витриной для посуды, изготовленной в XIX столетии на российских и европейских фарфоровых мануфактурах.



Для интерьера той эпохи характерны канделябры, которые наглядно представляют модные предметы, украшающие богатые аристократические дома. В экспозиции демонстрируются парные вазы-канделябры 1840-х годов - эффектный и редкий образец работы парижских мастеров.



Зал украшает инкрустированный столик, выполненный в романтическом стиле.



Здесь также, как и на мужской половине, заметно увлечение часами.



В одном из залов первого этажа проводится выставка "Парадный обед в подмосковной усадьбе. Культура и традиции усадебного застолья эпохи Просвещения последней четверти XVIII - начала XIX века". Это совместный выставочный проект Московского объединенного музея-заповедника и Московского музея-усадьбы "Останкино".

На выставке в оригинально решенном зеркальном пространстве небольшого зала представлено убранство типичных для дворянских поместий обеденных церемоний: изделия из фарфора, стекла, керамики, живопись, графика из коллекции усадьбы графа Н.П. Шереметьева.

Десертный стол.











Обеденный стол.







Бутылки и этикетки того времени.


(для составления текста поста взяты материалы с сайта МГОМЗ)

Надеюсь, прогулка вам понравилась :) Заходите еще :)
Tags: Москва, выставки, парки, усадьба, фотографии
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments